понедельник, 19 марта 2012 г.

В гостях у сказки - Карлсон

      Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем большое музыкальное путешествие в мир сказок. В течение года на страницах этого блога вы встретитесь с известными персонажами волшебных произведений, познакомитесь с их авторами, узнаете, в чём отличие сказок разных народов мира, ну и, конечно же, услышите сказочные музыкальные истории.

      А начнём наш рассказ с одного очень известного персонажа. Вообще-то мы хотели начать повествование с другого героя, но раз уж он сам сегодня прилетел к нашему окошку, то поговорим именно о нём. Вы, конечно же, догадались о ком пойдёт речь. Да, именно о Карлсоне!

Есть герой в мире сказочном,
Он смешной и загадочный.
На крыше дом, ну, а в нём живет он -
Толстый Карлсон.


      Шведская писательница Астрид Линдгрен (Astrid Anna Emilia Lindgren) создала целый ряд всемирно известных книг для детей: «Пеппи Длинныйчулок», «Мио, мой Мио!», «Расмус-бродяга», «Калле Блюмквист», «Бюллербю», «Эмиль из Лённеберги», «Мадикен», «Улица Бузотёров», «Кати». Однако в России Линдгрен узнали благодаря знаменитому Карлсону.

      Повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» была выпущена в Швеции в 1955 году и сразу завоевала признание по всему миру. Русское издание первой книги вышло в 1957 году, в переводе Лилианы Лунгиной. Спустя семь лет, в 1962 году, опубликовано продолжение приключений Малыша и Карлсона «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел». А спустя ещё шесть лет, в 1968 году, вышел третий том - «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять».

      С тех пор Карлсон на своём пропеллере облетел весь мир и побывал в каждом доме, где есть дети. Книги переиздаются до сих пор и расходятся миллионными тиражами. Секрет популярности произведений Астрид Линдгрен прост - она очень хорошо знала и понимала детей. Для своих сына и дочки Астрид сочиняла множество забавных историй, воспитывая их на примерах сказочных героев.

      В своём творчестве она очень настойчиво пропагандировала идею ненасилия, запрет на то, чтобы обижать ребёнка. Линдгрен говорила о том, что дети должны расти счастливыми, о том, что их нужно понимать и любить. Идея сказочных повествований о Карлсоне основывается на том, что сам Карлсон - в душе тоже большой ребёнок, не связанный рамками и условностями. Он всегда появляется только через окно и именно в те моменты, когда Малышу одиноко. Своими проделками, отсутствием запретов Карлсон воплощает в жизнь фантазии и желания самого Малыша.

      В Швеции Карлсона недолюбливают. Не сказку, конечно, а сам типаж. Даже не продают сувениров с этим героем. А почему так? Вот, к примеру, Пеппи Длинныйчулок в течение всей книги совершает массу героических, храбрых поступков. В Карлсоне же нет ничего героического, хотя он сам не перестаёт повторять, что он самый лучший - лучший в мире летун, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире рисовальщик петухов, мастер скоростной уборки комнат, товарищ по играм, специалист по тефтелям, строитель, мастер на всевозможные проказы, бегун, шутник, пожарный, выдумщик, собаковод, фокусник, истребитель пирогов, проказник, внук, выдумщик игр, чихальщик, укротитель домомучительниц, следопыт, подносчик тефтелей, кидальщик блюд, мастер по соусам, друг, присмотрщик за детьми, специалист по сложению, мастер по сложению яблок, храпун, ну и, конечно же, самый тяжелый больной в мире (мы ничего не забыли?). Многие даже прямо заявляют, что Карлсон - персонаж отрицательный, не поддающийся словесным внушениям, врунишка и наглец, не уважающий старших, обжора, симулянт и шантажист, выманивающий подарки, эгоист, хвастун и подстрекатель (в Швеции про неисправимого хвастуна и вруна так и говорят - «Человек с пропеллером»). Однако детство складывается не только из послушания и «хождения строем» - об этом и говорит нам Линдгрен.

      Лишь одно из утверждений Карлсона бесспорно - он лучший в мире мастер по проказам. Все хорошие и не очень поступки он совершает исключительно в виде развлечения - надо ли напугать воров, понянчить брошенную малышку или «низводить» домомучительницу. Недаром любимая его фраза «Я так не играю…».

      Этому сказочному герою присущи беззаботность и неиссякаемый оптимизм, которым позавидовали бы многие. Ну, кому из нас не хотелось бы постоянно устраивать «сегодняшний день рождения» или поболеть, вместо того, чтобы идти в школу, тем более, если это «плюшечная лихорадка»? Очень важно и то, что Карлсон не злопамятен и вообще беззлобен. А ещё, будучи сам абсолютно свободным, он всегда готов отстоять свободу для друга. Он легко летит по жизни, ничего не боится, никогда не отчаивается и всегда находит выход из любой трудной ситуации. Наконец, Карлсон - прекрасный друг. Конечно, конфеты он делит не поровну, от работы отлынивает, но самое главное - с ним не скучно. И он «лучше собаки».

      В России Карлсона просто обожают. И во многом благодаря мультипликационной дилогии студии «Союзмультфильм» «Малыш и Карлсон» (вышедшей на экраны в 1968 г.) и «Карлсон вернулся» (1970 г.). В мультфильме был собран замечательный творческий коллектив - это и знаменитый, невероятно обаятельный и харизматичный «Шерлок Холмс» Василий Ливанов, озвучивший Карлсона, и голос огромного количества советских мультиков - Клара Румянова (Малыш), и, конечно, несравненная Фаина Раневская, передавшая фрекен Бок часть своей творческой индивидуальности. Но всё-таки главную роль в успехе культового мультфильма сыграл художник Анатолий Савченко. Именно он создал рисованные образы персонажей знакомых с детства.

      Произведения про Малыша и Карлсона - литературное чудо, проникнутое искренней любовью к детству и глубочайшим уважением к ребёнку. Астрид Линдгрен за свои добрые и умные книги в 1958 году получила премию Г.Х. Андерсена, которой награждаются лучшие детские писатели (для детской литературы эта премия аналогична Нобелевской). Сегодня Карлсон - это безоговорочная классика детской литературы и один из любимых сказочных персонажей детей и взрослых. Обожают этого героя и в «Волшебном микрофоне». В репертуаре нескольких поколений солистов есть одна забавная песенка…

      Сегодня мы приглашаем вас совершить маленькое музыкальное приключение и посмотреть как солисты Детского музыкального центра «Волшебный микрофон» Маша Бахарева и Лиза Желтова встретили живого Карлсона. Но вначале ещё несколько слов о самой песне.

      В России песню «Карлсон» впервые исполнил в 1971 году вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Стихи написал известный поэт Илья Резник, а музыка была позаимствована из известной на Западе песни «Yellow River» («Жёлтая река»).

      Удивительно мелодичную песню «Yellow River» сочинил в Великобритании Джефф Кристи (Jeffrey Christie). Первыми исполнителями произведения были ребята из основанной им группы «Chrisite». В оригинале эта песня звучит ни о каком не о Карлсоне, а о пареньке, отслужившем срок в армии и возвращающемся домой в родные места на некой «Жёлтой реке». Предполагалось, что речь могла идти о Вьетнамской войне. Однако сам Джефф такие трактовки опроверг и заявил, что когда писал песню, думал скорее об американской гражданской войне XIX века - американская история всегда была для него источником вдохновения. Он редко вспоминал какие-то другие подробности написания этой песни, сообщая лишь, что придумал её однажды за завтраком, а потом, перекусив, досочинил за 10 минут.

      Весной 1970 года «Yellow River» была записана и издана на сингле. Пластинка в один миг взлетела на вершины хит-парадов многих стран мира, а в британских чартах провела целых 22 недели. За 40 лет существования эта легендарная песня звучала и также до сих пор звучит по всему миру в десятке различных кавер-версий…

      Ну, вот, а теперь мы можем смело отправляться в музыкальное путешествие на крышу к Карлсону:

2 комментария:

  1. Девченки молодцы!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Кумир,молодцы,девочки!Умнички!

    ОтветитьУдалить